Как за 30 лет стать счастливым блокнотных дел мастером

Привет! Меня зовут Роман и я делаю блокноты. Немного смешно звучит, но это и было моим увлечением с детства: создание блокнотов, книг, переплетов.

Самый первый блокнот был из обычной тетради на 24 листа. Линейка, карандаш и лезвие от бритвы — и я обладатель длинного и узкого блокнота.

Не помню почему мне захотелось такой, думаю что в каком-то фильме посмотрел.

Десятилетний мастер

Блокнот был с кривыми срезами (лезвие и руки 10-летнего ребенка), но он был мой, и я страшно им гордился.

Конец 80-х, в стране черт-те что, материалов не достать, так что работал я с тем что было:

  • тетради,
  • писчая бумага,
  • альбомы для рисования,
  • швейные нитки,
  • металлические скрепки добытые из старых тетрадей.

Знаете, когда берешь и аккуратно разгибаешь ножом скрепочку, чтобы ненароком не сломать хрупкий металл, и ощущение победы, когда в руках оказывался десяток таких скобочек. То ли дело сейчас — пачка скоб для степлера в любом магазине. Эх, золотые времена были. Ну да ладно.

Из всего этого многообразия материалов я собирал блокноты, тетради и даже делал книги с коптским переплетом, это меня дико увлекало. Дарило покой и незабываемое чувство, когда на столе лежал готовый блокнот или книга, а ведь мне было всего лишь 11 лет, сам себе удивляюсь сейчас.

Конечно мама и бабушка постоянно давали мне по шее за порезанный стол, пальцы и «испорченные» тетради и листы. Но меня это не останавливало, а еще была поддержка дедушки, который оберегал и старался помочь в развитии навыков работы руками. Это помогало, но все равно материалы заканчивались, а детский ум жаждал нового…. И я забросил это увлечение.

Пять пирожков за тетрадь на пружинке

Вернулся я к нему спустя год, когда мой одноклассник пришел в школу с новой тетрадью на пружине. Она была великолепна:

  • яркая обложка,
  • листы которые можно было вырвать легко и на них оставалась «красивая» бахрома
  • и листать ее было удовольствием…

В этот момент я «попал». Во мне проснулся тот самый юный мастер, который мог это сделать.

Не помню сколько дней я размышлял над техническими деталями. У меня была 96 листовая тетрадь в клеточку, дырокол плюс сложная схема работы с ним для проделывания в бумаге отверстий и… Что касается пружины — она ввела меня в ступор, ведь пружинка тут — самое важное. Делать ее из алюминиевой проволоки — она получалась достаточно толстая чтобы красиво смотреться в огромных отверстиях от дырокола, но была непрочной и некрасивой, а прочная стальная проволока была тонкой.

Как всегда выручил дедушка: из нескольких тонких проволочек мы скрутили одну достаточной толщины, а уже ее свернули в пружину. Это была победа!

Добавил к собранному обложку из картона от скоросшивателя оклеенную красивыми обоями, и вот я обладатель тетради на пружине. Это был предел мечтаний ребенка (того времени).

Правда наслаждался я той тетрадкой недолго: еще чистая она была продана однокласснику за цену пяти пирожков. Это был мой первый коммерческий опыт в жизни. Можно было бы продолжить, но дефицит материалов и увлечение спортом отодвинули это на неопределенное время.

Вернулся я к созданию блокнотов года через полтора.

Собственноручный журнал

Шёл 92-год, в стране много чего изменилось и было непонятно что происходит, зато идеи которые жили в головах будоражили мысли и грели душу открывающимися перспективами. Нам было по 14 лет, мозг уже разгонял мысли до световых скоростей, а вот тормоза здравого смысла еще не отросли.

Но речь не об этом. Речь совсем даже о блокнотах, хотя в этот раз мы с друзьями пошли дальше.

В то время на волне свободы и отсутствия всяких ограничений возникали издания самого разного толка и мы с друзьями-одноклассниками решили не отставать и создать свой журнал (опыт работы в пионерской стенгазете дал о себе знать). Я уже не помню подробностей, но точно помню, что писали мы статьи о чем угодно, безо всякой системы.

Но самое веселое было в том, что журнал делался рукописным способом: писали его наша подруга с красивым почерком, а картинки переводились под копирку с фотографий. Сейчас я понимаю какой это был ужас, но тогда нам казалось, что мы лучшие.

Но закончим предысторию и вернемся к моему увлечению.

Естественно, этот журнал был многостраничным, и делал его я, как самый опытный в этом деле. Сколько в процессе было набито шишек, переведено бумаги и заслужено гневных отповедей от товарищей уже не вспомнить, но много. Зато и опыт я приобрел колоссальный.

Номер раз

Первая версия была просто собранной тетрадью из чистых листов, на скрепках от другой тетради. Здесь мы столкнулись с первой сложностью: в такой тетради удобно писать конспекты, когда не нужно делать строчки ровными, но вот делать сверстанный текст — не очень.

К тому ж мы были круты и у нас даже заголовки были красивыми, и картинки (переведенные через копирку), и ключевые фразы… Все это было сложно сделать ровным.

Номер два

Второй номер был сделан иначе: мы сначала все написали на листах, а уже потом я их собрал в тетрадку. Беда тут была в том что я не учел смещение листов, и часть текста попала под обрезку. Ох и ругалась Лара, которой пришлось переписывать полсотни страниц.

Но самым интересным и сложным было сделать третий номер.

Номер три

Мне в руки попал один из первых глянцевых журналов сделанных «финским» методом — склейкой корешка. Это сейчас для всех нормально и привычно видеть такие журналы, и мы даже не представляем себе иной способ, а в те времена журналы печатались на огромных листах, а потом скреплялись металлическими скобами и сгибались.

Если есть возможность посмотрите старые подшивки журналов «Техника молодежи» или «Вокруг света», даже советский глянец «Работница» и «Крестьянка» были сделаны так.

Так что идея что написать на листах ровно и удобно, а потом склеивать их и получить красивый журнал — это была победа… Была бы, если бы не страх и ужас который меня ждал.

Статьи написаны, листы сделаны и даны мне — и тут началось!

Оказалось, что силикатный клей, который тогда был единственным очень хрупкий и не переживает сгибов, журнал рассыпался едва я перевернул страницу. Я был в шоке.

Напомню, это 1992 год. Это сейчас клей можно купить в любом магазине любого вида, а тогда клей можно было только достать, в киосках Союзпечать был только силикатный клей в серых прозрачных тубах и все… больше никакого. Даже банальный ПВА нужно было искать.

И я нашел, попробовал клеить им, но результат был тот же, видно клей был или просрочен или разбавлен, в общем беда… Что делать? Переделать нельзя: все уже написано, и переписывать никто не будет. На полном серьезе я уже начал подумывать где взять пару копыт и сухожилий, чтобы сварить клей как это делали индейцы в прочитанной мною книжке.

Но выручила бабушка.

Глядя на эти мытарства, она спросила зачем это нужно, выслушала ответ и пообещала вечером помочь этой беде. Как и что она делала, я пропустил, но вечером получил миску с белесой тягучей субстанцией. Сейчас я понимаю, что это был крахмальный клейстер. И вот он держал корешок железно. Рецепт я так и не выяснил.

Этот номер бы последним. Началась весна, подготовка к экзаменам и прогулки, свидания, первая любовь…

На этом очередной виток дружбы с переплетами закончился.

Студент-книгодел

Следующий большой блокнотный этап начался с того, что мне в руки попал диск с книгами. Нескольким десятком тысяч книг. Электронных.

Шел 1997 год. Уже был интернет (на «бешеной» скорости в 32 Кб/с), и матричные принтеры. А вот компьютера у бедного студента не было, а читать хотелось. Выход — распечатывать.

Сказано — сделано. Распечатал (ага, 2 часа жужжания на одну книжку и готово! Хорошие были времена, неспешные).

Беда в том, что я перфекционист, а читать «простыни» А4 формата — неудобно, ну а мне хотелось именно книжку, чтобы с обложкой и страницы листать… Идеалист — проще говоря. Я посчитал, попробовал и сделал книгу.

Знали бы вы в каких муках рождался этот первенец. Тогда я не знал, что есть такая штука как «спуск полос» и программы для верстки, все это делалось в допотопной текстовой программе (уже не помню какой) и занимало это времени — пару суток. Но в итоге у меня была книга, сшитая, с обложкой.

«Ручной» заработок

К сожалению она не сохранилась, зато сохранились другие сделанные позже. А самое важное — это был второй раз в жизни, когда я заработал деньги работая руками с переплетами, книги моего производства покупали: друзья, однокурсники, знакомые знакомых.

Тогда же я начал делать тетради для лекций которые мне удобны и снова успех! Уже не помню, кто и сколько их купил, но это было уже почти профессионально, этакий студенческий заработок. И наверное из этого что-то бы вышло, но шансы я свои, в тот момент, упустил.

И снова причиной была любовь. Трудно успевать что-то делать, если твоя девушка живет от тебя на другом конце города.

Книги я продолжал делать для себя, книги, тетради, блокноты. Дарил их, но безо всякой коммерции. Так продолжалось много лет.

Но однажды пришло осознание, что лучше зарабатывать на том, что ты любишь и что доставляет удовольствие. «Гениальная» мысль, скажете вы, долго же ты, мил человек, к ней шёл. И будете правы, но тех, кто зарабатывает тем, что любит делать — единицы! Такова суровая правда жизни. К сожалению.

Но, вернемся ко мне и моему пути, моей борьбе!

Идея на миллион

Представьте себе картинку. Сижу я на даче, месяц май, птички поют, черешня спеет, ветерок теплый, солнышко блестит, я такой довольный. Моя жена, художник, рассказывает мне о своем увлечении зентанглом, я благостно воспринимаю. И тут как солнечный удар в темечко!

Карточки для зентангла производят американцы и стоят они как крыло от боинга и еще есть одна маленькая фирма в России, но у них карточки тоже дорогие и цвета только черный и белый. А жена хочет цветные.

Это был шок, это была идея на миллион долларов! Я окрылился, и мы их сделали, попробовали продавать и дело пошло! После карточек стали изготавливать всякие разные открытки, блокноты и скетчбуки.

Знаете, это было захватывающе и необычно, впервые в жизни я делал то, что мне нравится и мне за это платили на постоянной основе. Очень странное ощущение.

Появились люди которые начали помогать в работе, собралась команда и мы «зашагали по планете» — шучу конечно, но международные заказы у нас тоже есть, спасибо вездесущему интернету.

Вот так постепенно, шаг за шагом, на протяжении 30 лет я шел к тому чтобы делать то, что доставляет удовольствие мне и делает легким и приятным творчество другим людям.


Сейчас мы превращаем это пространство в симпатичный сайт BEGAIN Group. Хотим чтобы было что показать нашим потенциальным партнерам — владельцам (канцелярско-) художественных магазинов, а также магазинов для творчества и магазинов подарков.

Если вдруг это вы, и вам хочется увеличить прибыль своего магазина или чтобы часть вашего головняка кто-то взял на себя, черканите сюда https://vk.com/roman_ns , пообщаемся.

А еще тут скоро можно будет посмотреть что мы умеем изготавливать. Посмотреть и купить крутые скетчбуки, они же артбуки, скетчпады и еще много прекрасных штук, оценить которые могут только творческие люди с хорошим вкусом.