Как у нас воровали идеи

— Наташа, расскажи мне про воровство идей, ты мне вкратце рассказывала, но я хочу подробностей.

— У нас были придумки с разноцветной бумагой в скетчбуках. Мы такого нигде не видели, и нам пришла идея сделать блокнот пастельных тонов, вкусных, и его вкусно назвать. Так появился «Зефир».

— Это когда было?

— В самом начале, в 2014-2015 году. И эта тема у нас зашла. Люди говорили: «Блин, как будто пришел в кондитерский магазин, дайте мне зефир». «Зефир» понравился.

— Откуда у тебя идея такого блокнота взялась?

— Совпало желание что-то нестандартное придумать + щелкнуло что-то внутри. Рома поддержал, Я поехала сама в магазин, выбрала цвета бумаги, составила, как я посчитала нужным, для каждого блокнота придумали свое название.

Зефир, он какой может быть: фисташковый, малиновый… Т.е. было название блокнота и по вкусу цвета бумаги. Просто захотелось создать что-то вкусное.

Ворованный зефир

А потом у нас произошел конфликт с Питером. Они открыли наш филиал и стали диктовать нам условия. У нас были договоренности, которые мы изначально проговорили, а потом они стали их просто нарушать. И когда я говорила, что мы с вами договаривались по вот этим пунктам, они отвечали, что не договаривались.

Например, у нас было требование, чтобы у всех были фотографии продукции были одинаковыми, чтобы не было своих фотографий, подлога продукции, т.к. мы рекламировали свои представительства.

Они согласились на все условия, а потом когда мы стали с них спрашивать, они отвечали, что не хотят так, и мы ни о чем не договаривались. Извините, мы вас рекламируем, а вы нам будете условия ставить? Нам  это не понравилось. Если есть договоренности, то есть. Просто было чувство, что нами попользовались.

Пока была возможность рекламировать – они под нас подстроились, когда мы дали зеленый свет, они стали делать что хотят. Рома тогда сильно этот негатив чувствовал.  Да и когда я с этим человеком из представительства разговаривала, было чувство, будто с гнильем общаюсь.

И тут они выпускают  альбом, двухцветный, бурый светлый и бурый темный, и называется он «Кофе и корица». Я подумала, если бы это было в рамках одного проекта, это бы смотрелось, а так это было просто нашей идеей. Как будто под нас просто подлезли.

В итоге мы решили с ними не работать, закрыть там представительство.

Даже люди, все, кто нас знал, наши друзья, и знали про это представительство, все говорили «они просто скопировали вас».

У нас был еще один блокнот «Русская зима», 4 цвета. Они после разрыва делают «Золотую осень», там другие цвета, но эта же бумага.

Все смотрели и говорили, что  они забирают наши идеи. Пытаются быть оригинальными, имитируя нас. Их там 7 человек было, женщины под 50. Они называли себя феями.

Мы поработали с ними очень недолго. И хорошо, вовремя мы почувствовали, что не комфортно с ними работать.

— Они работают еще?

— Я смотрела, знаю точно, что прошло около 3 лет, девочка, которая у меня занималась, она сделала у них заказ. Я у нее спросила, уверена ли что это оригинал? Она начала сомневаться. Когда она получила посылку, она сфотографировала — и это был наш товар. Т.е. за такое количество времени продукция у них сильно не продалась.

Украденное название

— Ты рассказывала, что там танглбук  кто-то пытался еще подделать.

— В этой же компании питерской нашлась девочка.

И эта девочка хотела назвать товар, который она придумала, нашим названием «Танглбук». На  что я ей сказала, что это наш товарный знак и придумывайте свое название.

— А как ты придумала танглбук?

— Была тетрадь, которая была в клетку и и в ней окошко для рисования узоров, но  она была не удобная.

— Чье производство?  Не Российское?

— Наши девочки придумали ее, они тоже рисовали, они придумали эту рабочую тетрадь, чтобы рисовать там узоры. Там был вообще другой принцип построения, например, был большой узор, рядом были варианты узора, но не было именно пошаговости.

И тогда я подумала, что идея хорошая — ввести блокноты узоров, но концептуально – это неудобно. Т.е. человек глядя на эту тетрадь, не может научиться. Мне хотелось, чтобы люди могли воспользоваться этой техникой и могли научиться или учить других. Это легло в концепцию.

Было 4 версии, тестировали где лучше надписи располагать, какие окошки делать, сколько штук. Пришли к тому, что оптимально 4 окошка, а не 6 как было изначально. Мне это понравилось самой, т.к. это удобно и подходит и для левши тоже.

Может мы не осознавали, насколько мы могли преподнести, просто мы  делали то, что нам нравится,. Оно было не просто хорошим,  но еще и помогало обучаться и запоминать.

— Проблема в том, что об этой штуке вы особо не распространялись. Знают и знали об этом мало людей и сейчас.

— Да. «Д**П**» нам писали, что хотят закупить товар, потом пропали и сейчас выпустили свой вариант. Не знаю как он у них называется. Я посмотрела по расположению внутри  линовки — это попытка сделать что-то свое. Концептуально нового там нет, все то же самое, но немножко по-другому развернуто. Может у них просто есть желание выпускать свою продукцию, дополнить  свой ассортимент таким блокнотом.

История с танглбуком

Вообще пытались скопировать танглбук очень настойчиво. Люди решили, что «танглбук» – это типа «блокнот». Но на самом деле нет, мы придумали это слово.  Дали ему значение и облекли его в физическую форму. Придумали как это будет выглядеть, доработали с учетом обратной связи.

У создателей танглов есть блокнот для танглов, там нет принципа пошагового построения, там просто есть окошки, в которые рисуешь готовый узор.

К созданию этой формы меня подтолкнуло еще то, что мы смотрели  многие зарубежные сайты и там везде были туториалы. Эта информация была востребована людьми, но почему-то она не была в виде блокнота. Я посчитала, что такой блокнот будет удобен.

Украденное оформление

— Вернемся к украденным идеям. Что еще  было?

— Когда стали копировать оформление страниц.

— Оформление чего?

— Фотографий магазина. Расположение текста, подачу. Мой текст в посте скопировать все-таки сложнее, сымитировать его стиль. А вот оформление картинок, да. Смотришь и понимаешь, откуда ноги растут.

Я за  здоровую конкуренцию, но когда начинают тупо передирать, это плохо. Копировали подачу, оформление картинок где товар.

Украденные конкурсы и марафоны

Конкурсы частенько копировали. Если мы проводили  марафон, то они брали наш марафон за  основу, давали ему другое название и запускали.

С кем-то из конкурентов совпадали идеи. Было такое, был магазин «З**А**рт», у нас сезонные карточки с ними очень совпадали. Но это я не воспринимало как украденное, чувствовала просто, что нам с ними пришла одна идея.

А вот конкретно с питерским было такое ощущение, что они взяли наш алгоритм и по нему двигались. Мы не понимали, зачем так делать, потому что все-таки свое выражение надо придумать. Если мы что-то придумывали, то мы вкладывали в это себя, хотелось этим произвести впечатление на своих заказчиков и клиентов. Чему-то хорошему научить.

Мы могли бы копировать «Д**П**», но это было бы неинтересно, мы бы не получали от работы удовлетворение.

Я точно знаю, что «питерские» конфликтовали не только с нами, а еще с несколькими людьми, причем даже с такими людьми, которые мастера в академии. Человек стал шить пеналы, проводил в Питере презентацию продукции. Они устроили там  скандал, что он продает такое же как у них. Хотя человек рукодельник, у него там было много всяких штучек интересных, собственноручно сотворенных.

Они решили, что только они должны делать пеналы и больше никто  не должен.

Усталость от клонов

— Компании 4 года. За 4 года уже столько пережито в плане плагиата или лучше сказать воровства?

— Был такой период, что мне хотелось уйти в тень, чтобы не размножались эти плохо сделанные клоны. И даже поэтому бросила на время преподавание, учить людей рисовать. Потому что я обучаю их, а они потом идут и низкосортное что-то начинают потреблять.

Мы рисуем рисунки и параллельно показываем, какая продукция есть современная, а они покупают питерскую бумагу.

— Твоя школа рисования жива?

— Она жива, приостановлена немного. Очень много  сил это занимало. Я проводила 4 прямых эфира по рисованию в неделю.

Ученики рисовали, боялись, что я их выгоню. У меня все было строго )

Я смотрела, как другие преподают и решила поменять эту систему. Чтобы учить, нужно ограничивать время, ставить сроки, ученики знали, что делать надо сейчас, потому что потом доступ к урокам закроют и ты не получишь эту информацию.

— Сколько у тебя в школе учеников?

— Около 100.

— И ты каждого собеседовала?

— Да, они сначала не понимали как будет происходить обучение в школе, потому что я делала все иначе. Те же самые «питерские феечки» нас одолевали, постоянно слали запросы на вступление, мы их блокировали, они создавали фейковые страницы… Им очень хотелось попасть внутрь моей школы рисования и посмотреть, что там.

Фейки я не пропускала, я каждому подавшему заявку писала, мы беседовали, о том, чего вы хотите, готовы ли, сможете ли выполнять регулярно задания и т.д.

Своя школа — свои правила

У меня есть интерес получить обратную связь от ученика. Мы, рисуя, обучаясь, работаем над собой, вырабатываем самодисциплину — и это дает результат. Есть расписание и по нему работаем. Кто-то уходил, извинялся.

Мы благодаря этому стали все одной семьей. Я уже знала о каждом ученике много чего. Им было приятно, когда я в прямом эфире называла их по имени. Они почувствовали, что  я каждому из них уделяю время.

Я участвовала во многих марафонах и у меня было чувство, что работы вообще никто не смотрит. Какая-то аморфная масса.

— Типа просто для галочки мероприятие делалось и  все.  Да, у меня тоже такое ощущение, что все кто за трендами бегает, они делают, не понимая смысла и зачем это, что от  этого можно получить. Ты, как минимум, удовлетворение получаешь.

— Да. Я сама для себя планку высокую поставила, и свои силы я туда вкладывала. Мы делали эфир, когда я и телефон мой смотрим одновременно на монитор ноутбука, и в мониторе мы рассматривали работы и я рассказывала, о каждом мастере и каждой работе. Они как будто смотрели моими глазами. Информация она же во многом визуальная.

— Смотреть твоими глазами – это прикольная фишка.

— Это прикольно, главное, что люди стали рисовать лучше. Эффект был. Им приятно же было, когда я оцениваю их работы в прямом эфире, хвалила.

Я им устраивала всякие развлекухи, неформальные задания. Например, найти 3 картинки, с которыми бы ассоциировалось слово «счастье». И ищем не в инстаграме, а по всей сети интернет. 3 дня на поиски картинок. И выкладываем картинки в сторис.

Было еще занятие по синхронному рисованию. Я обратила внимание, что когда мы рисуем, даже на живых мастер-классах, у многих людей бывает ступор, откуда линию вести, даже если есть туториал перед глазами.

Синхронность была в том, что  у меня был лист бумаги, маркер и в прямом эфире я показывала, куда вести линию. Они у себя повторяли в тетрадях. Мы синхронизировались все вместе и таким образом рисовали. И эффект был, они намного быстрее понимали.

Особенно сложно с этим, кстати, у переученных на правшей левшей. Даже бывает видно по рисунку,  что человек переучен в правшу, движение у него правой рукой в левую сторону, это видно.

Придумывала игры, чтобы люди не уставали, ведь синхронное рисование – это нагрузка. Мы  рисовали час, я рассказывала, как мы рисуем, потом они отрисовывали домашнее задание и в прямом эфире моими глазами мы смотрели на их работы, разбирали каждую работу.

Мы стали большой семьей. Даже если кто-то не мог долгое время находится, они писали, что скучают, хотят рисовать, можно ли просто посмотреть. Нет, я говорила, что просто наблюдать нельзя, мы здесь для того, чтобы чему-то научиться.

К тому же я не  хотела, чтобы меня опять начали копировать.

Конфликт на пол инстаграма

На моем марафоне был конфликт, опять же с «питерскими дамочками», уже после разрыва. У меня было 4 задания в марафоне. У туда зашла одна барышня, которая дружила и с ними и с нами. У меня было предчувствие, что что-то произойдет.

Третье задание, она выкладывает рисунки, ставит хэштег, и начинает писать текст под рисунком, делать правку поста. А там же если делаешь правку, пост поднимается в ленте. Она делала 4 правки, и все эти 4 правки я видела.

  • И вот она сделала правку, что рисовала в блокноте от «питерского сообщества». Ну ладно.
  • Проходит час, я не уловила механизм, или они ей написали, что напиши подробнее, или она решила, что мало написала про этот блокнот, в котором она рисовала.

И она делает еще правку: «А вы знаете, там очень хорошая бумага, прекрасно рисуется». Я уже стала напрягаться. Этого уже ей делать не стоило в чужом марафоне. Для чего писать там рекламу? Она же понимала, что этот пост будут читать все, кто в этом марафоне.

  • Проходит еще час, и она пишет: «А вы знаете, там такие-то страницы на ощупь и  т.д.» Т.е. про марафон там 2 строчки, а  про блокнот 25. Я уже взбесилась.
  • А она вдобавок решила и в 3 предыдущих заданиях, которые уже прошли, это все добавить.

Я, конечно, разозлилась. Написала в сторис подробно:

«..Когда вы редактируете, я это все вижу, и так делать не нужно, как сделал один из участников. Не нужно думать, что я здесь просто так. Вы просто вводите мне в марафон рекламу. Мне это неприятно, ведь марафон создан не для того, чтобы продвигать продукцию этого магазина, мы здесь для того, чтобы учиться и не нужно таким способом пытаться продвигать то, что здесь вообще не котируется.

Я это выставила, на меня ополчилось пол инстаграма, что я такая хамка.

— В чем здесь хамство? По-моему, это отстаивание своих границ. И не более того.

— Мне написало человек 15 их друзей, что вот вы по-хамски повели себя. Я не стала ничего писать, просто одно дело, когда ты указываешь просто что это гос.знак, но когда ты начинаешь подробно описывать подробно, ты уже осознаешь, что ты уже пишешь не случайное упоминание.

Потом собрался большой прямой эфир сдвоенный — в поддержку этой девицы, это все дело мусолилось. Я была признана негативщицей и каким-то образом туда приплели Centre77, что это они такие плохие, поэтому тебе так написали, чтобы ты не писала рекламу в посте.

Мы так и не поняли логики, просто подумали, что они любое действие расценивали как влияние Centre77. Я закрыла доступ к марафону и никому не стала ничего объяснять. Рома сказал, что я вспылила, что зря все так опубликовала.

— Правильно ты сделала, я бы еще и объяснила.

— Это мой марафон, никто не в праве учить меня как мне себя вести. Я даю информацию высокого класса, эффект есть. Я знаю себе цену и это терпеть не буду. Пусть боятся, пусть не постят всякую херню в моем марафоне.

Я посчитала, что не должна ничего объяснять посторонним людям. В  марафоне я объяснила ситуацию, они меня поняли.

Я к чему: индивидуальный продукт, если он хороший, за ним будут охотится, будут всячески пытаться его откусить, скопировать. Будь то «Зефир», танглбук, оформление аккаунтов или школы-марафоны.

А что касается повторятелей… Они были и будут. Но мне не страшно, потому что я не беру ничье и не трансформирую, я просто придумываю свою. Я знаю, что смогу дальше придумывать, если захочу.

Конкуренты ли они мне? Ну, это как оригинальный iPfone и китайская подделка, фейк с надгрызенным яблоком на спинке. На каждый товар находится покупатель, не спорю. Но я хочу работать с теми, кто ценит настоящее.